ШИНЫ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Набоко Станислав

Бывший водитель автобуса
Бывший автоэлектрик
В настоящем системный интегратор банка.
Водительский стаж 23 года.
(Лиаз-677, ЗАЗ-968, ВАЗ-2106, Тойота-Корса, Мицубиси РВР, Тойота-Надия, Тойота-Ипсум, Тойота-Раум).
Неглуп, вспыльчив, склонен к благотворительности, в меру эгоистичен.
Думает, что разбирается в музыке, коньяке, женщинах и электричестве.
Автомобили - второе хобби после компьютера.


Зимние и летние шины
Мировое автомобильное сообщество знает два варианта климатической классификации шин: ЗИМНЯЯ резина и ЛЕТНЯЯ. Зимняя резина более мягкая и ее химический состав направлен на сохранение элластичности при отрицательных температурах. Состав летней резины имеет прямо противоположные качества: он должен выдерживать высокую температуру и сохранять свои свойства на горячем асфальте. В природе пока не существует резины, способной одинаково справляться с зимними и летними условиями эксплуатации. Всесезонные шины на поверку оказываются либо зимними для несильных холодов, либо летними для прохладного климата. Наша зима в эти стандарты не вписывается никаким образом.
Существует вариант шин с двойным слоем резины на протекторе. Верхний слой - это мягкая, "зимняя" резина, под ним находится натуральный летний состав. До половины ресурса протектора они используются как зимние, после стирания более мягкого "зимнего" состава резины открывается жесткий "летний" слойи на нем с успехом можно ездить летом. Такие шины применяются на дорогих авто представительского класса и только в тех странах, где ограничения по минимальной глубине протектора для летних шин составляют 1,6 мм. Очень спорно, как владелец такого чуда будет определять, зимние у него шины или уже летние? Слава Аллаху, у нас эта резина практически не встречается.
Маркировка на резине

Типоразмер колеса указывается в виде нескольких чисел:
Первая цифра - ширина протектора
Вторая цифра - процентное отношение высоты шины к ширине
Буква (R) - Означает, что колесо изготовлено с радиальным расположением металлокорда. Резина с диагональным расположением практически сейчас не встречаются.
Последняя цифра - размер диска в дюймах для конкретной шины.
Например: 185/65R14 - Ширина шины 185 мм, высота шины составляет 65% от ширины, внутренний диаметр - 14 дюймов.
Некоторый интерес может представлять еще и маркировка колес по грузоподъемности и индексу скорости. Обычно это две цифры и одна или две буквы.
Например: 64S - грузоподъемность на одно колесо составляет 280 кг, скорость для этого колеса не более 180 км/ч. Ниже приведена таблица для расшифровки:

Грузоподъемность

60 - 250кг.
62 - 265кг.
64 - 280кг.
66 - 300кг.
68 - 315кг.
70 - 335кг.
72 - 355кг.
74 - 375кг.
76 - 400кг.
78 - 425кг.
80 - 450кг.
82 - 475кг.
84 - 500кг.
86 - 530кг.
88 - 560кг.
90 - 600кг.

Скорость

I - 100км/ч.
K - 110км/ч.
L - 120км/ч.
M - 130км/ч.
N - 140км/ч.
P - 150км/ч.
Q - 160км/ч.
R - 170км/ч.
S - 180км/ч.
T - 190км/ч.
H - 210км/ч.
V - 240км/ч.

Некоторые производители зимней резины указывают на ободе колеса аббревиатуру M+S, которая означает "для грязи со снегом" (Mess + Snow или Mud + Snow). Обратите внимание! Написано не "грязь или снег", а именно вместе! То есть, наша городская снежная грязь.Такая резина наиболее подходит для российских городских условий с неубранными улицами и слоем жирной каши, так как имеет более выраженые грунтозацепы и увеличенное расстояние между "шашками" протектора. Эти буквы ни в коем случае не свидетельствуют о принадлежности к "всезесонке", так как ставятся и на явно зимней резине с заводской шиповкой. Существует еще несколько аббревиатур, встречающихся на колесах, которые представляют собой не что иное, как маркетинговую хитрость производителя: AW (Any Weather) и AS (All Seasons). Это либо летняя резина, предназначенная и для сухого асфальта и для грязи, либо это зимняя резина для стран с мягким климатом.
На резине также впечатана ДАТА ВЫПУСКА. Выглядит это как трех или четырехзначное число, в котором первые две цифры означают неделю с начала года, а последние - год выпуска.
Например: 1203 - Двенадцатая неделя 2003 года, 319 - тридцать первая неделя 1999 года.
Зачастую покупатели резины не обращают внимания на эту маркировку, хотя она очень важна!
Дело в том, что даже неиспользованные шины через несколько лет хранения терят свои свойства и становятся негодными для эксплуатации !
Когда менять резину с зимней на летнюю?
Летняя резина "дубеет" уже при +5 градусах по Цельсию. В результате существенно уменьшается пятно контакта с асфальтом и увеличивается вероятность "юза". Менять летнюю резину на зимнюю надо не по наличию или отсутствию льда на дороге, а по установившейся температуре. Лучше пожертвовать износом шин, чем попасть в ДТП. Экономия тут сомнительна...
Переходить с зимней резины на летнюю надо когда температура устаканится на отметке +10С, потому как весной температура промерзшей земли может быть ниже температуры воздуха.
Шипованная зимняя резина
Резина, предназначенная для установки шипов, имеет более жесткий состав, более толстый протектор и, как следствие, больший вес. Такую резину лучше оборудовать шипами ДО начала эксплуатации, поэтому зачастую в продаже она появляется уже с шипами. Сами производители резины свои шины шипуют редко, этим занимаются их компаньоны-поставщики.
Шипы прекрасно показывают себя на укатанном снегу и на плохо почищенных городских улицах. На таком покрытии шипы, прокалывают снежный налет и достают до твердой основы. На чистом же асфальте и льду они ведут себя ненамного лучше "липучки". Фактически, шипы оправдывают себя в условиях нашей российской действительности, так как чисткой улиц у нас занимаются из рук вон плохо и не регулярно. В цивилизованных же странах, где улицы чуть ли не сушат с феном, резина без шипов становится гораздо эффективнее шиповки. Если еще учесть, что шипованная резина более шумная, ухудшающая плавность хода автомобиля и уродующая асфальтовое покрытие, - становится ясно, почему шипы практически там не применяются. А вот в таких странах, как Финляндия без них законодательно зимой нельзя ездить. Российские условия, естественно, больше напоминают финский вариант, так что популярность шиповки у нас не падает.
Количество шипов на колесе варьируется примерно от 90 до 120 штук. Над поверхностью колеса шип должен выступать на полтора миллиметра. Существуют модели резины, в которых применяется, так называемый, "плавающий шип" (например Nokian Haskkapeliitta, Gislaved Nordfrost, etc...). Устроено это чудо так: Под шипом есть специальная подушка из более мягкой резины, благодаря которой шип, наехавший на твердое асфальтовое покрытие, втапливается внутрь. Это изобретение позволяет воспользоваться всеми преимуществами шипованной резины, сведя к минимуму все его проигрышные качества по отношению к нешипованной. Единственное условие эксплуатации, где шипы просто не работают - рыхлый снег. В этом случае надо иметь резину с крупными боковыми зацепами на протекторе, чтобы было чем грести.
Зимняя резина "Липучка"
"Липучка" - вульгарное название зимней резины без металлических шипов со специальным рисунком протектора. Существует много самых разнообразных домыслов, по поводу принципа работы такого протектора. На самом деле ничего там никуда не "присасывается". Там все просто и банально: Липучка - это тонко разрезанные ламели с вкраплениями кремния или керамической пыли внутри разреза. Липучки малошумные и комфортные для езды. Они показывают неплохие результаты на чистом "подметенном" зимнем асфальте и на льду, но категорически проигрывают по всем статьям на накатанном снежном покрове. Ламели забиваются снегом и просто перестают работать. В рыхлом же снегу они ведут себя так же, как и шипы, то есть НИКАК. Для езды по сугробам надо иметь ярко выраженные грунтозацепы на протекторе. Еще одной ахиллесовой пятой липучки является тот факт, что в течение одного-двух сезонов волшебный слой внутри ламелей практически исчезает, и в результате, на следующий год мы уже имеем ПРОСТО мягкую зимнюю резину без шипов. :)
Японские Б/У автошины

Стоит ли покупать японские шины бывшие в употреблении? Однозначного ответа нет, попробуем разобраться с фактами:
Факт 1: В японии существует гарантийная замена автошин в течение нескольких лет. Поэтому японец меняет свои шины на новые даже если он на них совсем не ездил.
Факт 2: В японии при покупке новых шин принимают старые за полцены. Это тоже стимулирует конкретного япа на замену практически неизношенных шин на новые.
Факт 3: Качество японских шин находится на очень высоком уровне. Новая российская резина по своим эксплуатационным параметрам и надежности заведомо хуже японской подержанной.
Факт 4: Бывшие в употреблении диски все таки не новые. Более того, абсолютно неизвестно, видели ли они в своей короткой жизни серьезные удары, чесание об бордюр и т.д. Даже тщательный осмотр колес при покупке вовсе не гарантирует вас от неудачного приобретения.
Факт 5: Российские шины просто непредсказуемы ни по долговечности, ни по качеству изготовления, ни по своим эксплуатационным характеристикам. Появление "восьмерок", грыж и просто выстреливание колеса на этих колесах встречается гораздо чаще чем на б/у японской резине.

Вывод: Если не жалко денег - покупаем новые импортные шины и радуемся жизни. Если денег не хватает - лучше купить б/у японские шины с высотой протектора 8-9 мм, чем российские с 10 мм.

Колесные диски
Помимо размерности, количества и расположения болтов крепления диски отличаются еще и по типу изготовления.
Штампованные диски-
Изготавливается методом штамповки из листовой стали. Тяжелые, но дешевые и простые в изготовлении. Из преимуществ - только цена.
Легкосплавное литье -
Изготавливается методом литья из сплавов алюминия и магния. Легче штампованных раза в полтора-два, не поддаются коррозии. Стоят дороже.
Легкосплавные кованые диски -
Тот же алюминий и магний, но изготовленные методом горячей штамповки. Еще в полтора раза легче, чем литье, но стоят очень дорого.